Диарея антибиотико-ассоциированная

Найдите заболевание по первой букве

Осложнение, возникающее у пациентов после применения антибиотиков. Страдают от 2 до 26 % пациентов, получавших антибиотикотерапию.

Группы риска. Больные, страдающие частыми воспалительными заболеваниями, и больные с общим вариабельным иммунодефицитом.

Клинические проявления. Варьируются от легкой диареи до тяжелого псевдомембранозного колита. Основным клиническим симптомом является обильная водянистая диарея, которой предшествовало назначение антибиотиков в течении нескольких дней и до месяца. Появляется схваткообразная боль в животе, стихающая после дефекации. Если появляется высокая температура и лейкоцитоз, то речь идет о псевдомембранозном колите (вызывается Clostridium difficile).

Диагностика. Диагноз устанавливают на основании связи диареи с применением антибиотиков. Клинически диагноз подтверждается посевом кала. При эндоскопическом исследовании толстой кишки выявляют воспалительные изменения слизистой.

Лечение. Амбулаторное: отменяют антибиотик, вызвавший заболевание. При острой ААД назначается энтерол и большие дозы пробиотиков, дозы которых постепенно снижаются. Курс лечения составляет не менее 3 недель. Положительная динамика наблюдается уже в первые дни терапии. Со 2-го дня стул становится менее частым, уменьшается вздутие, урчание в животе. После прекращения поноса больной должен соблюдать щадящую диету, исключая грубую клетчатку, жирную, жареную пищу – до полной нормализации состояния. В случае, если амбулаторное лечение не эффективно, больной госпитализируется для исключения псевдомембранозного колита.

Наблюдение. Перенесённый эпизод антибиотико-ассоциированной диареи должен быть обязательно зафиксирован в выписке больного для избежания повторного эпизода ААД и с острожностью применения антибиотиков в последующем.